Шрифт
A A A
Цвет
Ц Ц Ц Ц Ц
Дополнительно
Графика
Включить Отключить
Интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Закрыть дополнительные настройки

Профилактика заболеваний в годы Великой Отечественной войны

Задумываясь о том, что будет после нас, мы обращаем свое внимание, прежде всего, на  детей. Они наше связующее  звено с будущим, носители продолжатели наших дел. Поэтому по вниманию государства к подрастающему поколению можно оценивать его заботу о своем дальнейшем процветании.

Эта  забота имеет  множество граней от идеологического воспитания до социальной помощи, но главным всегда остается  обеспечение здоровья детей. Это зависит от множества факторов. В разные исторические периоды степень важности тех или иных влияющих причин важности менялась. Для современного ребенка сохранение и укрепление здоровья связано с  двигательной активностью, со сбалансированным и умеренным питанием, преодолением вредных привычек и т.п. Это сегодня включается в понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ).

В годы войны 1941-1945гг., по мнению известного уральского организатора педиатрической службы  С.М. Бриля, были другие более суровые условия жизни и несколько иные приоритеты. Часто вопрос стоял не столько о качестве жизни, а сколько о выживании. Забота о здоровье детей войны  требовала решительных и мудрых действий. Сегодня может быть полезно вспомнить некоторые факты прошлого, на примере борьбы с инфекционными заболеваниями и голодом для поддержания своего оптимизма и выработке эффективных решений при встрече с современными угрозами.

Борьба с эпидемиями

В первые годы войны треть детской смертности  была связана с инфекционными заболеваниями, такими как: болезни органов пищеварения, дыхания, острые инфекционные заболевания, болезни новорожденных. Наибольшую опасность в  их распространении представляла эвакуация (массовое перемещение) людей. Только осенью 1941 года в Свердловской области насчитывалось свыше 300 тыс.  чел. эвакуированных, из них почти треть дети.

В Свердловске, крупном железнодорожном узле, борьба с детскими инфекциями начиналась с самых «ворот города» — с эвакопункта, где было установлено круглосуточное дежурство врачей или фельдшеров. При облздравотделе была создана комиссия по приему эвакуированных детей под председательством педиатра Р. И. Зетель-Коган, работавшая непосредственно на вокзале. Требовалось, как можно раньше обследовать и госпитализировать заразных больных. Затем выяснить, кто контактировал с носителем инфекции, и поместить их в областной обсервационный пункт для наблюдения за состоянием их здоровья. Подобные пункты были созданы еще в нескольких городах области.

Основной формой организации профилактической работы с детским населением стала детская консультация. На врача, заведующего детской консультацией, возлагалось методическое руководство работой всех детских лечебно-профилактических учреждений в районе, городе, рабочем поселке.

Важна была профилактика заболеваний: своевременное оспопрививание, организация массовой вакцинации от туберкулеза, кори, поголовные прививки детей от 1 до 8 лет против дифтерии как в детских коллективах, так и вне их.

Важную роль в борьбе с эпидемиями играли участковые врачи. От их внимательности и инициативы во многом зависела скорость обнаружения эпидемического очага, а значит, и масштабы нанесенного заразной болезнью вреда. Оригинальный способ мониторинга эпидемической обстановки придумала свердловский участковый терапевт Мышева. Находчивый врач создала широкий актив из населения бараков, которые она обслуживала. Главной движущей силой противоэпидемической работы стали… школьники. Утром, до ухода в школу, они обегали все квартиры в бараках, справляясь, нет ли там больных. Если кто-то заболевал, ребята сигнализировали Мышевой, и она  без промедления посещала больного. Таким образом, эффективно и быстро выявлялись все случаи инфекционных заболеваний.

Немалую роль в борьбе с социальными болезнями и детской инфекционной заболеваемостью сыграло санитарное просвещение. В первые месяцы войны (12 ноября 1941 года) Народный комиссариат здравоохранения СССР напомнил всем медицинским работникам о роли санитарной агитации среди всего населения страны и проведения практических мероприятий по предупреждению и профилактике инфекционных заболеваний.В декабре 1941 года исполкомом Свердловского облсовета депутатов трудящихся было отдано распоряжение осуществить выборы санитарных уполномоченных, не только в колхозах, совхозах и на предприятиях, но и во всех медико-социальных учреждениях, включая роддома, ясли, школы и т.п.

Кроме этого городах области в 1941 году функционировали 13 санэпидстанций с санитарно-бактериологическим лабораториями (за годы войны количество санэпидстанций возросло до 23), на санитарном фронте трудились 208 врачей.На базе окружныхсанэпидемлабораторий были созданы санэпидотряды. Облздравотделом был утвержден боевой отряд быстрого реагирования, что-то вроде десанта — эпидрезерв из 64 опытных врачей, которые по первому требованию начальника областной госсанинспекции Л. С. Новгородцева выезжали в «районы бедствия» для оказания практической помощи . Был налажен учет и расследование всех эпидемических вспышек, организовано плановое строительство дезинфекционных камер в ЛПУ, госпиталях, банях. В конце февраля 1942 года было принято решение о хлорировании воды на всех водопроводах Свердловской области, подававших воду населению для хозяйственных и питьевых нужд, с установлением лабораторного контроля за качеством воды.

В это трудное время сам нарком здравоохранения Г. А. Митерев обратился к населению с призывом бороться с инфекциями любыми методами, включая народные: «Раньше всего необходимо обеспечить бесперебойную работу простых русских бань, добиваться, чтобы люди чаще мылись, чтобы для этого не было недостатка в горячей воде, чтобы местная промышленность наладила производство мыла».

В 1943 году идет резкий спад детской смертности, достигнутый главным образом за счет успешной борьбы с инфекционными заболеваниями. Количество заболеваний токсической диспепсией в 1943 году по сравнению с 1941-м снизилось в 3,4 раза, дизентерией — в 3 раза, коклюшем — в 2,5 раза, скарлатиной — в 4 раза, заболевания корью не были зафиксированы.

Борьба с голодом

В годы войны очень сложно решался вопрос питания на Среднем Урале, который, будучи зоной рискованного земледелия, оставался зависимым в отношении снабжения продовольствием от других регионов. Область не могла полностью прокормить стремительно возрастающую массу людей. Между тем всех детей, посещающих детские учреждения и не посещающих их, требовалось обеспечить питанием. Детей до 3-х лет через молочные кухни.детей старшего возраста — через сеть общественных столовых. Для физически ослабленных детей дошкольного и школьного возраста создавали сеть детских столовых усиленного питания. Для рационального обеспечения продовольствием в сентябре–ноябре 1941 года была введена карточная система снабжения населения основными продуктами питания 1 . По талонам выдавался хлеб согласно установленным государством суточным нормам по четырем установленным категориям — от 300 до 1200 граммов в день. Так же нормировано выдавалось мясо или рыба, жиры, крупы и макароны, сахар или кондитерские изделия. Хлеб по карточкам выдавали регулярно, остальные продукты — по мере поступления в магазины.

Статистика отмечала повышенную смертность детей от дистрофии. Питание детей всех возрастов, беременных женщин и кормящих матерей в годы войны было объявлено вопросом государственной важности. Постановление Совета народных комиссаров (СНК) от 27 октября 1942 года «О мероприятиях по улучшению работы органов здравоохранения детских учреждений, усилению питания нуждающихся детей» и последующие постановления Правительства обязывали местные исполкомы выдавать дополнительные пайки беременным женщинам.

В марте 1943 года Свердловским облисполкомом и бюро обкома КПСС было принято решение № 541 о создании плодово-ягодного кольца вокруг Свердловска общей площадью 3 000 га. Цветущие сады должны были покрыть территорию Свердловского, Арамильского, Белоярского, Березовского, Верхнепышминского, Камышловского, Каменского, Сысертского, Сухоложского, Покровского, Первоуральского и Ревдинского районов . Огромную роль в выживании населения играл «второй хлеб» с уральских огородов — картошка. За годы войны ее потребление в Свердловске выросло в четыре раза. Картошкой, овощами были засажены не только личные огороды и участки, но также парки, газоны, и скверы Свердловска. Земля на проспекте Ленина от моста до здания УПИ была распахана под картофель. Во дворе института ОММ, по воспоминаниям директора института Самуила Павловича Левина, нянечки и медицинские сестры раскопали землю под огород. Сажали свеклу, морковь, зелень. Выращенные овощи вводили в рацион рожениц.

Организованных детей младшего возраста кормили в яслях и детских садах. Дети от года до трех лет, не посещающие дошкольные учреждения, получали продукты на дом, с молочных кухонь и детских яслей. Многие работающие молочные кухни реконструировали в «пищевые станции» с более широким набором блюд.

Доноры грудного молока приравнивались к донорам крови. Их прикрепляли к специальным магазинам, где они получали дополнительные пайки. При детских консультациях, в родильных домах открывали пункты сбора грудного молока.

Как и по всей стране, на Урале шла борьба с авитаминозами при помощи простых и доступных средств «народной медицины». Так, 5 января 1943 года Свердловский исполком облсовета принимает решение № 19 о мерах по снижению заболеваемости авитаминозом. Облздравотделом была разработана и опубликована единая инструкция по выработке витамина «С» из хвои и сохранению его в овощах и картофеле при хранении и кулинарной обработке. К 15 января 1943 года был установлен план выработки хвойного напитка для каждого учреждения, отпускающего горячее питание (столовые, больницы, госпитали, детские учреждения) в количестве, обеспечивающем весь контингент. За годы войны и педиатрами-диетологами, и организаторами здравоохранения была проделана большая работа по обогащению пищи нужными, но дефицитными веществами.

Для снабжения детей необходимыми витаминами в яслях начинали проращивать в комнатных условиях корнеплоды (морковь, свеклу, репу и т. п.) и горох и использовать зелень для улучшения питания. Весной стали вводить в рацион детей такие дикорастущие растения, как крапива, лебеда, одуванчик, летом — ранние огородные культуры и ягоды.

Конечно, нельзя считать, что  в вопросах  медицинской профилактики здоровья детей в годы Великой Отечественной войны было все четко и беспроблемно, но люди думали о будущем и проявляли к этому большую заботу.